На Урале представили историю страны в картинах

80-летие Свердловской области региональный краеведческий музей встречает выставкой «Шедевры российских музеев». Масштабный межрегиональный (совместный с Ямальским Союзом художников) выставочный проект состоялся, благодаря гранту из федерального бюджета, сообщает «Российская газета».

В музее представили 57 живописных и графических работ, большая часть - из собрания Государственного музея современной истории, который располагает самой внушительной коллекцией живописи из всех российских исторических музеев (более ста тысяч единиц хранения).

В Екатеринбург привезли шедевры, никогда не покидавшие бывшее здание Английского клуба на Тверской: Бродского, Вильямса, Репина, Дейнеку, Петрова-Водкина и так далее. «От одних имен может закружиться голова», - призналась одна из посетительниц. Большинство работ практически не известны широкой публике, например, портрет Керенского кисти Ильи Репина, только в 93-ем извлеченный из спецхрана, или выполненный Исааком Бродским в иконописной традиции портрет Ленина.

Но цель выставки не столько демонстрация художественного мастерства в сочетании с громкими именами, - через художественное наследие страны организаторы пытаются осмыслить историю от того, что было до 17-го года, до наших дней: от идиллического натюрморта «Гиацинты у елки» Михаила Шемякина - до парадного портрета Аллы Пугачевой.

- Я глубоко убеждена, что изобразительное искусство - самый верный и четкий исторический документ, - считает Вера Панфилова, возглавляющая отдел ИЗО музея современной истории. - Художник передает свое ощущение времени в наиболее концентрированной форме.

Действительно, страшное полотно Петра Вильямса «Баррикада» говорит о революционной борьбе больше, чем тома классиков марксизма. Надо заметить, что один из источников формирования фондов музея современной истории - подарки вождям. Один такой выставили в Екатеринбурге: полотно, которое Ладо Гудиашвили подарил на день рождения Леониду Брежневу, - свидетельство времени «застоя» не менее точное, чем образцы официоза.

Экспозицию дополнили полотна из Нижнетагильского музея ИЗО - упомянутый Шемякин и известный «Портрет дочери Кати» Зинаиды Серебряковой - той самой Кати, которая сейчас живет на Монпарнасе в Париже и возглавляет Фонд Серебряковой. Этим летом ей исполнилось 100 лет. Парный портрет второй дочери художницы, Таты, сейчас находится в Минске.